РАБОТА С ТРЕВОГОЙ В ГУМАНИТАРНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
Сегодня работа с тревогой, по-видимому, является основной задачей психотерапии. Одного клинического подхода, включающего в себя диагностику невротического расстройства и подбор антитревожных препаратов с последующим мониторингом состояния пациента, часто бывает недостаточно. С другой стороны, терапия, проводимая в формате психодинамического направления, когда за основу берется та или иная теория личности и к ней «подгоняется» все то, что происходит во время сеансов, приводит к тому, что личностные проблемы, обусловленные тревогой, «интернализируются» и психотерапия может затянуться.
Новый подход, позиционирующий себя как гуманитарная психотерапия, и вобравший в себя направления постнеклассической психологии и психотерапии, и, - прежде всего, дискурс-анализ, нарративную психотерапию, недирективный гипноз, нейролингвистическое программирование, - позволяет добиваться быстрых и устойчивых результатов в терапии тревожных расстройств.
В программе:
• Классическая, неклассическая и постнеклассическая парадигмы в психотерапии.
• Понятие о гуманитарной психотерапии. Гуманитарное и естественно-научное знание.
• Мировоззренческие и теоретические предпосылки. Базовые термины. Методология работы.
• Психотерапии как особый тип межличностной коммуникации. Интенциональность и операциональность. Качественный психотерапевтический альянс как главное условие эффективной терапии.
• Тревога как фундаментальное свойство человеческой личности. Тревога и самоопределение личности. Смыслы тревоги. Концепция избыточной тревоги. Тревожно - мнительный тип личности. Тревога и синдром дисплазии соединительной ткани.
• Клиника тревоги. Страхи. Панические атаки. Генерализированное тревожное расстройство. Соматизация тревожных расстройств. Тревожные расстройства при соматической патологии.
• Анализ и интерпретация. Обработка информации. Семиотика тревоги. Дискурс - строй тревоги. Социальные аспекты тревожных расстройств и вторичная выгода.
• Нейросемантическая модель Майкла Холла. Основные механизмы формирования тревожных расстройств: саморефлексия и рекурсия. Метасостояния. Триггеры и коды.
• Особенности работы с тревожной личностью. Структура сеанса и психотерапевтического курса. Политика домашних заданий. Этапная «сборка».
• Речевые стратегии и игры языка: юмор, шутки, анекдоты, парадоксы, ирония, пастиш, бриколаж. Трансдеривационный поиск. Работа с метафорами. Лингвистическая психотерапия. Метасообщения.
• Нарративные стратегии. Деконструкция невротических дискурсов. Наименование и экстернализация проблемы. Написание новых историй. Социальная реконструкция.
• Техники НЛП и недирективного гипноза. Особенности гипнотической индукции у тревожного клиента. Трансовые нарративы. Обучение самогипнозу и якорению.
• Критерии эффективности терапии и ее окончание.
Продолжительность: 3 учебных дня, 24 часа.