сергей смирнов

психотерапевт-психиатр

Жизнь располагается где-то в промежутке между вопросами и ответами, в измерении молчания ее нет.

Мартин Бубер

ДИСКУРС-АНАЛИЗ И НАРРАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАБОТЫ В ПСИХОТЕРАПИИ

Во время семинара слушатели получат представление о двух родственных, пересекающихся направлениях современной психотерапии, имеющих общие мировоззренческие предпосылки и взаимодополняющую методологию.

Человек 21 века живет насыщенной социальной жизнью, его окружает глобальное информационное поле, он слышит и видит тысячи историй. Из этих историй, начиная от первых сказок, которые нам рассказывали наши мамы и бабушки и, кончая комментариями к кадрам криминальной хроники из кухонных телевизоров во время сегодняшнего завтрака, мы образуем, конструируем историю собственной жизни. Эта история собственной жизни позволяет нам занимать свое, особое место в мире других людей, делает нас неповторимыми и уникальными.

Любая история – это текст. Любая информация – это текст. Любая проблема – это текст. Более того, как писал великий французский философ Жак Деррида, «ничего не существует вне текста». Данное направление психотерапии как раз и ориентировано на работу с языком или текстом.

Текст, отражающий особое понимание мира, или какого-либо его аспекта, называется дискурсом. В формировании дискурсов важнейшую роль играют нарративы, то есть истории, последовательно разворачивающиеся в пространстве, времени и во взаимодействии с другими людьми.

Анализ дискурсов и работа с личными историями клиента и составляет суть данного направления. Иногда этот подход называют конструктивистским, имея в виду, что психотерапия направлена на конструирование желаемой реальности.

В ходе семинара особое внимание будет уделено работе с тревогой и интеграции данного направления с экзистенциальной терапией, НЛП, эриксоновским гипнозом, парадоксальной психотерапией.

В программе:

• Теория метода. Источники и персоналии. Место подхода в современной психотерапии.
    • Базовые понятия. Роль языка. Знаки и знаковые системы. Текст. Дискурс. Контекст. Нарратив.
    • Психотерапевтическое знание. Концептуализм и коммуникативность. Сравнительная методология психодинамического, экзистенциального и нарративно-постмодернистского подходов в психотерапии.
     • Дискурс-анализ. Формирование и структура дискурса. Открытые и закрытые дискурсы. Конкуренция и когеренция дискурсов.
     • Психотерапевтические отношения как особый вид дискурса. Позиция терапевта: рефлексивность и открытость. Артикуляция дискурсов в процессе психотерапевтической работы. Гипертекст. Интерпретативный репертуар.
     • Проблема как знание и как социальная практика. Особенности невротического дискурса. Нейросемантика невроза.
     • Виды метафор: онтологические, структурные, ориентационные. Когнитивная теория метафоры. Нарратив как расширенная метафора.
     • Работа с проблемно-насыщенными историями. Экстернализирующая беседа. Уникальный эпизод. Наименование проблемы. Переписывание историй. Работа со сказкой. Арт-терапия в нарративном подходе.
     • Деконструкция как основная нарративная стратегия. Множественность и симультантность психотерапевтических вмешательств. Театральность и креативность. Игры языка. Парадоксы. Юмор и ирония.
     • Гипноз и НЛП как методы деконструкции. Трансдеривационная морфология. Работа с трансовыми нарративами.
     • Домашние задания. Терапия in vivo («терапия в жизни»). Ориентированность на результат. Социальная реконструкция.

Длительность : 5 учебных дней, 40 часов.