сергей смирнов

психотерапевт-психиатр

Жизнь располагается где-то в промежутке между вопросами и ответами, в измерении молчания ее нет.

Мартин Бубер

РОССИЙСКИЕ КОРНИ ПСИХОАНАЛИЗА: ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ВЕРСИЯ

В ночь на 3 сентября 2009 года человечество отметило 140 - летие события, которое изменило всю мировую историю. В ночь на 3 сентября 1869 года в заштатной арзамасской гостинице Лев Толстой испытал невыразимо ужасный приступ страха, тоски и отчаяния. Который впоследствии, - в зависимости от контекста употребления - называл арзамасским ужасом или арзамасской тоской.

После этой чудовищной ночи Лев Толстой кардинально изменился. Именно тогда было принято трагическое решение бросить Анну Каренину под колеса поезда.

Что это был за приступ? Психиатры всех стран до сих пор спорят. Я полагаю, что эта был приступ деперсонализации-дереализации с серией панических атак. Но, как бы то ни было, Лев Николаевич после этого приступа изменился. Из гедониста и дамского угодника он превратился в мрачного мыслителя, а потом и в "зеркало русской революции". Существует также мнение, что причиной данного приступа была острая нейроинфекция. Скорее всего, возникшая после укуса энцефалитного клеща. Как раз, за неделю до поездки в Арзамас, он охотился под Кукуем на кабана. Вместе с князем Бобринским и графом Шаховским.

Кстати, родовое имение Шаховских находилось в селе Ильинское Узловского уезда Тульской губернии. После революции это село слилось с близлежащей деревней Акимовка и стало называться деревней Акимо-Ильинка. Это - родная деревня моей мамы. И я помню, как в детстве таскал пескарей из речушки Шиворонь.

Многие не понимают, насколько этот укус клеща повлиял на судьбы мировой цивилизации. В письме своему племяннику, который жил в Соколове (это маленький чешский город на границе с Германией), Зигмунд писал, что именно "Анна Каренина" стала отправным пунктом для создания психоанализа. К сожалению, это письмо сгорело в пожаре во время немецкой оккупации. Тем не менее, весь психоанализ, на мой взгляд, является комментариями к "Анне Карениной". А в лице Левина Фрейд видел образ идеального психоаналитика.

Продолжаю... Я уже как-то писал о мистике и магии этих мест. Раньше, от истоков Дона и до современного Задонска (очень приблизительно), вдоль реки, больше по правому берегу, было много яблоневых лесов. После одомашнивания этих диких яблонь и был в середине 18 века выведен знаменитый сорт яблок, известный как "антоновка". По большому счету, был один большой, реликтовый яблоневый лес. Он как раз и начинался южнее линии: Б. Пестуны - Кукуй - Маклец. Представьте себе: начало августа, яблоневый лес на десятки километров, аромат созревших и перезревших яблок. Сладковато-приторный запах разложения... Плоды и листья гнили... Наверное, под воздействием этого, а, может быть, и еще чего-то, в яблоневых лесах произрастал особый гриб. Его называли яблошник или антонов гриб. По описаниям, он был похож на поддубовик, только значительно больше и с шляпкой янтарно- зеленованого цвета. Сверху шляпку этого гриба можно было принять за лежащую на земле половинку созревшего и упавшего вниз яблока.

В самой глубине этого реликтового яблоневого леса росли двухсотлетние яблони, достигавшие 40-метровой высоты, их корневая система переплеталась с мицелием антоновых грибов, в результате чего возникал новый, основанный на этом симбиозе, вид яблонь. Плоды этих яблонь обладали удивительными, можно сказать волшебными свойствами, омолаживали своих едоков на много лет, рубцевали раны, оберегали от "черных чар". В народе их звали "молодильными".

По слухам, этот гриб обладал воистину чудесными свойствами: придавал силу, в том числе и мужскую, лечил раны, использовался как основной компонент в приворотных зельях. Кроме того, вызывал видения и уносил едоков в какие-то странные, потусторонние миры. Говорят, инок Александр Пересвет перед поединком с Челибеем (по другим источникам. Темир-Мурзой) как раз и употреблял в пищу антонов гриб.

Существует версия, что Вадим Степанцов, работавший в юности плавруком в пионерлагере Болотовка, что под Богородицком (на месте которого раньше шумел реликтовый яблоневый лес) нашел случайно этот гриб и покрошил его в компот из сухофруктов, который давали пионерам за обедом. В результате чего произошло событие, описанное в стихотворении "Пьяная, помятая пионервожатая", которое затем было положено на музыку... Так возник русский постмодернизм.

К сожалению, к концу 14 века площадь, занимаемая этим лесом, сильно сократилась. Он остался вдоль Дона только выше впадения в него маленькой речки Непрядвы. Когда Мамай шел на Москву, он понимал, что давать бой Димитрию Донскому среди яблоневых чащоб - это, значит, заранее отдать победу. Поэтому он разбил лагерь, не доходя 10 верст до южной границы Яблоневого леса. Кроме того, он дожидался, когда к нему придет литовский князь Ольгерд с многотысячной подмогой.

Хочется поведать и о малоизвестном подвиге игумена Епифания, сохранившемся в народной памяти. В "Сказании о Мамаевом побоище" только-то и сообщено, что "Ольгерд же Литовский прослышав, что князь Димитрий Иванович победил Мамая, возвратился восвояси со стыдом великим".

На самом деле все было немного по-другому.Священник Валерий Мешков, живший в 19 веке и преподававший русскую историю в семинарии при Задонском монастыре в своей повести"Священный зов" писал:

"А на самом деле вышло так. Литовский князь был уже на подходе, чтобы слиться с войском неприятеля. Он обещался быть на Семенов день, но (по воле Божией) запутался и пришел к одному монастырю (теперь там город Епифань в память игумена, который был начальником в той обители), где-то в 24 километрах от Куликова поля – совсем рукой подать! Епифаний отпустил свою братию к князю Димитрию, а сам принял всю тяжесть удара на себя. На расспросы о том, где расположены войска, настоятель юродствовал, ответствуя, что ничего не знает. Затем открыл все погреба и пригласил врагов как "самых дорогих" гостей к трапезе. Нет, нет, отравлены они не были, но набражничались так, что им было не до чего; в таком состоянии теряется не только голова, но и самый смысл "зачем" и "почему".

А когда на следующий день "красные ноги" гонца известили о том, что время упущено и битва проиграна, то Епифания сейчас же предали лютой смерти, ибо все стало сразу ясно.

Разве это не чудо стойкости и мужества монаха, воина Христова и воина России, облеченного только в броню веры и верности! Да дарует ему Господь мученический венец. Засадный полк ведь мог бы и не справиться с подоспевшими свежими силами ворога. Следовательно, могло случиться, что Куликовская битва могла быть проиграна. Отче Епифание, друже Христов, моли Бога о нас. Могилку твою теперь только Господь весть".

Понятное дело, что тут не обошлось без молодильных яблок. Но есть еще кое-что, не менее интересное. На гербе города Епифань три конопляные былины, яблоня и щит. В тех местах обильно росла конопля. Представьте себе: яблоневые чащи и конопляные поляны среди них. Каждый, кто бывал в зарослях конопли знает, что там водится конопляный клещ, укус которого и ведет к кратковременным психическим расстройствам. По всей видимости, укус именно этого клеща и вызвал у Льва Толстого приступ "арзамасской тоски", из-за которого он и бросил Анну Каренину под поезд, изменив тем самым ход истории. И, косвенным образом, содействовал появлению психоанализа.

По мнению выдающегося русского филолога и мыслителя Михаила Леоновича Гаспарова, блестяще описанное самоубийство Анны Карениной, чуть раньше - умирание Андрея Болконского, чуть позже смерть Ивана Ильича, разбудили в российских обывателях культуральный страх смерти. Смерти - как мучительного физиологического события, которому предшествует мучительный физиологический процесс умирания и досмертной инфильтрации небытия в тело и душу. Лишив смерть сакральности и тайны, помимо этого Страха, он сделал Смерть, ее физиологию предметом массовой культуры, то есть массового потребления. А потом были народовольцы, большевики, ГУЛАГИ...